foto1
foto1
foto1
foto1
foto1

Современные дети не играют в игры. Почему? Как подарить ребенку радость игры? Во что играют современные дети? Многих интересуют ответы на эти вопросы. Давайте попробуем разобраться вместе...

Недавно провели психологический эксперимент, в котором приняли участие более тысячи дошкольников. В результате психологи пришли к неутешительному выводу: современные дети не умеют играть в ролевые игры. Больше половины ребят вообще не захотели принимать участие в коллективных играх – они предпочли катать машинки, бросать мяч, рисовать или сооружать что-то из конструктора.

          А надо ли вообще детям играть?

И правда, а может быть игра – это вообще пережиток, который должен покрывать только первые пару лет жизни ребенка? Может быть – это пустая трата сил, энергии и времени и для детей и для взрослого? Побыстрее бы научить малыша читать – пусть сами читают, накупить игрушек – пусть катает, стреляет, строит…

Психологи утверждают, что игра – это необходимый этап в развитии ребенка, пропускать который ни в коем случае нельзя. Игра – очень сложная деятельность. Она развивает сознание, самосознание, способность владеть собой.

В ролевых играх малыш осваивает мир взрослых людей, мир взаимоотношений, человеческих чувств. Проигрывая действия мамы в «дочки-матери», ребенок начинает лучше понимать ее чувства. Проигрывая роль доктора, машиниста, он учится сопереживанию, он серьезно вживается в эту роль. Ведь у детей все серьезно – мир реальный и вымышленный перемешан. Ребенок на сто процентов идентифицирует себя с тем персонажем в кого, он играет.

Как рассказывает одна мама: В последнее время мой трехлетний сын полюбил играть в «уборку»: пылесосит (причем реально старается собрать пылесосом соринки), моет шваброй пол и даже пытается прибрать огромную для его ручонок взрослую кровать. Недавно я подарила моей сестре с мужем хлебопечку, и теперь племянница обожает играть в «пекаря» и готовить хлеб вместе со своим папой».

А еще ролевые игры помогают любому ребенку переработать сильные положительные или негативные эмоциональные впечатления. Недаром психологи советуют перед посещением врача поиграть немного с ребенком в доктора, и пусть он побудет и на месте врача, и на месте больного. Хотя играет он «понарошку», но опыт, который он получает, вполне реальный и помогает преодолеть либо прошлое неприятное впечатление или событие, либо настроиться и легче пережить что-то в будущем.

 Во что играть?

В книге психолога Е. Пятаевой «От рождения до школы» говорится о трех этапах развития игры. Сначала это игры в отдельные действия взрослых (возить машинки, печь пирожки, укачивать малыша). В таких играх ребенок практически не разговаривает или произносит отдельные звуки, слова или фразы, но никогда не говорит за других персонажей.

Следующий этап – это простые ролевые игры – разыгрывание повседневных ситуаций («посещение врача», «дочки-матери», «покупка продуктов в магазине»). В таких играх появляется второе действующее лицо, а значит, ребенок учится взаимодействию. Даже если ребенок играет один, в таких играх он много говорит.

Третий этап – сюжетно-ролевые игры. Здесь одна игровая ситуация плавно перетекает в другую, связанную с ней по смыслу. Например, игра в «поездку на море» может протекать так: сначала все вместе «едут на море», затем «папа» ныряет в море и ловит рапанов, «мама» загорает под солнышком, а «дети» строят песочные замки, делают запруду и т.п. В таких играх усложняются взаимоотношения: детям нужно договариваться не только о том, во что играть и о том, у кого какая будет роль, но и том, как будут разворачиваться события или кто кого победит.

И последний этап – это уже высший пилотаж – творческие сюжетные игры. В таких играх ребенок сам придумывает сюжет игр, а не воспроизводит известные из жизни сюжеты. К таким играм относятся, например, строительство игрушечных городов и придумывание жизни в них, игра в приключения кукольной семьи.

В идеале развитие умения играть должно проходит так (не забудьте, что каждый последующий возраст включает себя игры предыдущего этапа): в 2-3 года – это игры в отдельные действия; в 3-4 года – простые ролевые игры, в 4-5 лет – сюжетно-ролевые игры с простым сюжетом, в 5-6 лет – сюжетно-ролевые игры со сложным сюжетов, 6-7 лет – творческие игры и игры со сложным сюжетом.

К сожалению, как показывают последние психологические исследования, подавляющее большинство детей остаются на первом – самом бедном, примитивном этапе вплоть до 5-6 лет.

          Почему дети разучились играть?

Во-первых, сейчас стало чрезвычайно модно как можно раньше начинать детей учить. Родители в погоне за тем, чтобы их малыш стал самым-самым, выбирает занятия, которые проходят в школе и с гордостью рассказывают, как у его пятилетнего малыша было три урока: логика, математика, русский язык.

Детские сады тоже превратились в маленькие школы. Знакомые воспитатели уверяют, что они учат детей в игре – ведь на каждое занятие к ним приходит кукла. Однако если они просто сажают куклу и заунывно рассказывает детям про геометрические фигуры – это еще не игровая форма. Вряд ли дети что-то вынесут с таких занятий. Конечно, их можно понять, ведь вовлечение в игру – огромнейший труд.

Другая проблема, это то, что многие мамы сейчас переувлеклись большим числом развивающих занятий, спортивных секций, творческих кружков и прочего, что у ребенка совершенно не остается времени и сил на простые игры. Конечно, все эти кружки и клубы – замечательно для интеллекта ребенка, но у него должно также оставаться время и на игры для развития его воображения, эмоциональной и личностной сфер.

Во-вторых, ни для кого не секрет, что современные дети предпочитают компьютерные игры и телевизор играм со своими сверстниками. Играть в компьютерные игры намного проще, чем со сверстниками. Перед игровой приставкой ребенок чувствует себя хозяином положения: может начать и закончить игру, когда вздумается, может быть героем, супергероем, крутым парнем без всяких на то усилий и разбитых коленок. Того же самого добиться в реальном контакте с детьми намного сложнее, можно сказать – практически невозможно.

В-третьих, и это уже независящая от родителей и детсадов объективная причина – неблагополучная социальная обстановка. Сейчас опасно оставлять детей во дворе без присмотра, родители просто боятся отпустить одного ребенка. О каких «казаках-разбойниках» может идти речь?

В-четвертых, родителям просто некогда. Они отдают ребенка в детсад с надеждой на то, что уж там он точно наиграется с другими детьми. Но это иллюзия. Психологи проанализировали режим дня в детских садах. Оказалось, что в среднем на игру в саду уходит всего минут 40 в день. Остальное – это учебные занятия и режимные моменты.

Что же делать?

  1. Найдите друга

Найдите ребенку друга-сверстника среди детей ваших друзей, во дворе подъезде, на детской площадке, с которым он будет общаться каждый день или почти каждый день. Сначала играйте вместе с ними, чтобы дети почувствовали себя комфортно друг с другом, а затем дайте им свободу, и вмешивайтесь только тогда, когда они заскучали или конфликтуют.

  1. Начните играть с ребенком сами

Играть взрослому очень непросто. Если спросить среднестатистического папу, что ему проще – отработать полный рабочий день или полный рабочий день проиграть с ребенком, он явно предпочтет работу. Как это абсурдно не звучит, но любая взрослая работа или работа по дому кажется намного легче игр. Перефразируя известный анекдот, что естественно для малыша, для взрослого смерти подобно. Бесспорно, придумывать, изобретать, прыгать, бегать для взрослого очень тяжело. Я помню, как в первый год жизни нашего ребенка у нас с мужем почти в драку была мойка посуды при выборе поиграть или помыть посуду.

Но все не так уж и страшно, ведь с ребенком не нужно играть весь день, стоит только начать. Важно придумать и проиграть несколько раз какой-то сюжет игры, чтобы затем малыш мог сам или с другом играть в эту игру, изменяя ее, додумывая, переделывая.

  1. Найдите развивающие занятия с игровой подачей материала

Такие занятия найти непросто, ведь зачастую псевдоигровую форму (наукобразные клубы) выдают за реально-игровую. Но игра стоит свеч. Ребенок будет счастлив от новых игр, новых впечатлений.

И не торопите взрослеть вашего ребенка, он и без ваших усилий вырастет. Продлите ему детство, и тогда он не будет покупать в 35 лет конструктор «Лего», как один из знакомых моего мужа, чтобы компенсировать отсутствие игрового опыта в свое время.

Во что же играть?

Поиграйте с малышом в мечту: например, в покупку велосипеда, поездку на море, полет на луну или встречу с животными Австралии.

Поиграйте в сюжеты любимых сказок: доктора Айболита, трех поросят или в сюжеты любимых мультфильмов: Винни-Пуха, Простоквашино, Чебурашку.

Поиграйте в последние пережитые малышом радостные события: день рождение друга, поход в зоопарк, прогулку на речном трамвайчике. Дайте волю своей фантазии – играть можно практически во все.