Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Советы родителям по краеведению и экологии

Есть истины, составляющие устои нашей жизни, которые должны войти в сознание «с молоком матери». Среди них на первое место надо поставить любовь к Родине, родной природе. Воспитывать эти драгоценные качества в человеке лозунгами и призывами невозможно. Тут нужен иной подход:

жить так, чтобы постоянно общаться с природой, думать о ее тайнах и самостоятельно разгадывать их, раскрывать для себя красоту обычной былинки и капельки росы и венчике полевого колокольчика, уметь наслаждаться мерцанием звезд и часами слушать шорохи леса. Потребность постоянно бывать среди природы может возникнуть тогда, когда человек систематически, в разное время года, в разную погоду может увидеть интересное и прекрасное в том, как растет гриб или как паук плетет паутину, может с одинаковой радостью слушать трели соловья и бесхитростное чириканье воробьишки.
«Удивительное рядом»,- сказал в своем замечательном фильме Образцов. Посмотрите фильм сами и вместе с детьми. Поразмыслите над ним вслух и постарайтесь извлечь для себя большой и важный вывод. Важно не только соглашаться с идеями страстного пропагандиста охраны природы, сколько поступать в соответствии с ними.
Малыши, как правило, любознательны. Они задают массу вопросов: «Что это?», «Зачем оно?», «Какое оно?», «Для чего оно?», и, наконец «Почему?»
На все детские вопросы такого рода надо стремиться отвечать вполне серьезно и, по возможности, доступно. Никогда нельзя от них отмахиваться, перекладывать ответ на потом, особенно следует дорожить детским «Зачем?», «Почему?», «Отчего?». В этих вопросах выражается качественно новый этап развития детей, их мышления. В этом нелёгком деле у Вас должны быть постоянные советчики, помощники и друзья. Имя им – книги. Есть чудесные детские книги о природе Виталия Бианки, Михаила Пришвина и многих других писателей , которые учат понимать и любить природу. Их рассказы богаты научными знаниями.
Но есть и специальная справочная, а также научно – популярная литература, которая в краткой, доступной форме расскажет о самом важном. Среди них на первое место надо поставить детскую энциклопедию, а также общедоступные определители растений, животных, минералов.
При первой же возможности, в любое время года, лишь бы погода была сосна, отправляйтесь в лес, поле, к реке, спускайтесь в овраг, забирайтесь на вершину холма, чтобы увидеть необозримые дали и сказочные нагромождения облаков, пронизанных как стрелами лучами солнца…
Отнесите гостинцы лесным зверям. Устройте им столовую. Постарайтесь в самом укромном месте устроить привал. Замрите, затаитесь. Может быть, Вам посчастливится увидеть проворного мышонка или белочку, полюбоваться работой дятла, стрекотуньями синичками. Радость встречи с живыми существами надолго останется в памяти детей, пробудет пытливость, добрые чувства к природе.
Постарайтесь открыть для себя и своих детей красоту багряных красок осени, переплетенных золотыми нитями, украшенными темной зеленью сосен. Полной грудью вдохните запах грибов и прелых листьев, соберите коллекцию листьев многообразных по форме и окраске, найдите сучки, коряги, похожие на скульптуру зверей и людей. Не забудьте найти незаметную, невзрачную травинку. Вглядитесь в нее. Да она только издали, с высоты человеческого роста, кажется некрасивой. А на самом деле как она изящна, как нежны ее листочки, как тонки переходы красок…
Выйдите на поляну или просеку. Посмотрите, как заманчива таинственная даль, зовущая в глубь леса. Обратите внимание на перспективу, на небо, облака. Подумайте вслух, выскажите свои ощущения. Пусть дети видят, что общение с природой радует и волнует Вас, создает хорошее настроение, пробуждаем мечты.
Знаете ли Вы основные правила охраны природы?
Покупаете ли книги о природе?
Участвуете ли Вы в озеленении Вашего населенного пункта?
Попробуйте записать или просто отметить в своем сознании, как часто и какие вопросы о природе задает Вам ваш ребенок.
Часто ли в его вопросах звучит «почему?». Если он молчалив и инертен, попробуйте навести его на разговор о каком- либо животном, растении, природном явлении.
Поинтересуйтесь, как ведется в детском саду работа с календарями природы и труда.
Попробуйте прочесть методические рекомендации о проведении наблюдений и экскурсий с детьми.
Помогите Вашему ребенку сделать тематический уголок, посвященный временам года. Он украсит Ваше жилище, а совместная работа принесет радость.
Постарайтесь поучится у своих детей любви к коллекционированию природных предметов или наблюдательности, или вместе с ними сочините «научно- фантастический» рассказ, используя знания о свойствах природы.
Не грех родителям заглянуть в журнал «Дошкольное воспитание». Там можно найти статьи о том, как работать с детьми в природе, какие опыты интересно поставить .
Если Ваш ребенок задал вопрос, подумайте, нельзя ли на него ответить с помощью простого опыта или наблюдения.
Если у Вас есть сад, выделите в нем для ребенка опытную грядку.
Во многих семьях есть любимый цветок. Умейте в тот день, когда он зацветает или впервые появится в Вашем доме, устроить в честь него небольшой семейный праздник.
Научите малыша дарить цветы людям. Этим Вы воспитаете умение возвышенно любить.
Осенью можно устроить праздник урожая. У Вас может родиться красивая традиция ежегодного проведения такого праздника.