foto1
foto1
foto1
foto1
foto1

Становление речи тесно связано с нервной деятельностью и интеллектуальным развитием, а также полноценным функционированием органов речи и слуха. В значительной мере оно зависит от темпов созревания коры головного мозга. Созревание нервных клеток в речевых областях коры завершается в основном к двухлетнему возрасту. Но

тонкое строение коры совершенствуется еще на протяжении многих лет. Понимание речи опережает умение говорить, что определяется недостаточными в этом возрасте возможностями нервно - мышечного речевого аппарата. Поэтому ребенок хочет говорить раньше, чем может. Некоторая разница в скорости развития различных систем организма - явление нормальное, и тревожиться по этому поводу не стоит. Обычно эта разница выравнивается сама собой без постороннего вмешательства. Однако, если центры мозга, контролирующие развитие речи, были ослаблены или повреждены еще в период внутриутробного развития, в процессе родов или вследствие последующих заболеваний, период их созревания может затянуться, что, безусловно, скажется на формировании речевой функции, вызывая ее задержку.

К 1,5 года малыш чаще всего говорит ещё мало, заменяя слова жестами, мимикой или особыми звуковыми обозначениями, которые хорошо понимают только родители. Словарный запас в этом возрасте ограничивается обычно 40-50 словами. Произносимые упрощенные слова еще не складываются даже в примитивные фразы.

Если при постоянном общении с малышом взрослые уделяют должное внимание развитию его речи, знакомству с окружающим миром, в возрасте 1,5- 2 года накапливается много новых понятий, хотя словами они выражаются далеко не всегда. Число произносимых слов нарастает довольно медленно. Ребенок в своей речи пытается употреблять не только названия предметов, но и глаголы, характеризующие вид действия. Многие из используемых слов произносится неправильно, в сокращенном или упрощенном виде. Родители не всегда их сразу понимают, что очень сердит ребенка. Если так произошло и желание малыша понять невозможно, разумнее постараться сразу же отвлечь ребенка чем- либо интересным. Если же родители, да и другие окружающие лица легко понимают по жестам или каким-нибудь звукам, чего малыш хочет, не следует сразу бросаться исполнять его желание, так как это подавляет стимуляцию развития речи. Целесообразно побуждать ребенка выразить свое желание словами, и только после этого его выполнить.

Чтобы процесс становления речи шел успешнее, необходимо с малышом постоянно говорить. При одевании, раздевании, умывании и т.д. следует называть используемые предметы одежды, туалета, во время кормления называть и характеризовать посуду, продукты, блюда. Неправильно поступают мамы, говорящие с малышом на том упрощенном языке, который использует он сам. Ребенок понимает значение правильно произнесенных слов, только сам не может их воспроизвести. Слушая постоянно неискаженную речь, он будет в дальнейшем говорить так же. Малыша нужно учить правильно, выговаривать слова, побуждать называть окружающих лиц, предметы, действия.

Резкий скачок в развитии активной речи у большинства детей наступает после 2 лет. К этому возрасту они осваивают около 300 слов. От примитивных слов-обозначений и звукоподражания ребенок постепенно переходит к многосложным словам. Он пробует, часто успешно, использовать фразовую речь. Длительный период вслушивания в речь взрослых, стремление и подражание им повторять слова формируют с самого начала грамматически правильное построение коротких, а потом и длинных фраз, хотя иногда и возникают забавные грамматические курьезы. В сроках становления фразовой речи играет роль пол. Девочки овладевают этим умением раньше мальчиков.

Опыт показывает, что речь лучше развивается удетей, много и активно двигающихся, занимающихся гимнастикой. Особенно велико влияние игр и упражнений, в которых участвуют кисти, ибо импульсы от пальцев, поступая в мозг, активизируют зоны, ведающие речью. Если в 2 и даже в 2,5 года ребенок не говорит, но хорошо слышит и понимает речь взрослого, жестами и мимикой пытается выразить то, что у него не совсем четко получается словами, то особых оснований для тревоги нет. Он начнет говорить чуть позже.

К 3 годам дети говорят в основном без ошибок, возможно лишь неправильное произношение звука «р» и шипящих. Запас слов, которыми они владеют, возрастает до полутора тысяч. Малыш может говорить сложными фразами, использовать придаточные предложения. Он свободно не только называет предмет, но и характеризует его размер, форму, различает и называет основные цвета. В случаях, когда к 3 годам имеет место резкое искажение слов, необходимо проконсультировать ребенка у логопеда.

Трехлетние дети так же нуждаются в речевом и эмоциональном общении, как и двухлетки. Развитие их речи будет успешно совершенствоваться лишь при условии дальнейшего расширения знакомства со свойствами предметов, явлениями природы, сбытовой и трудовой жизнью окружающихлюдей.