Вашему вниманию представлен комплекс игр для дошкольников

Игра « Фигуры».

а)    Цель: увеличение объема зрительной памяти с помощью семантического опосредования.

Материал: счетные палочки, листы бумаги.

Педагог просит ребенка закрыть глаза и выкладывает из палочек фигуру, затем показывает ее ребенку в течение 30 секунд, после чего накрывает ее платком и просит ребенка выложить фигурку на своем листочке, затем сверяет результат с образцом.

б) Цель: увеличение объема слухоречевой памяти.

Педагог произносит слова (от 3 до 5), а ребенок из палочек выкладывает фигуру, которая напоминает названный предмет. Например: елка - треугольник, книга - прямоугольник, дорога - дорожка из палочек, молоток - фигура, напоминающая букву Т.

Игра «Квартира».

Цель: логическое и полисенсорное опосредование словесного материала.

Материал: макет кукольной комнаты и игрушечная мебель.

а) Педагог называет предметы мебели, ребенок должен запомнить слова и расставить мебель.

б) Ребенку дают несколько геометрических фигур и заранее договариваются о том, какая геометрическая фигура какой предмет мебели обозначает. После этого педагог называет слова, а ребенок раскладывает на листе фигуры «расставляет мебель». Важно, чтобы после выполнения задания ребенок еще раз назвал слова, также повторить их через 30 минут.

Игра «Копилка слов»

Цель: обогащение словаря, развитие долговременной памяти.

Содержание игры: Дети «собирают» новые слова в копилку, т.е. рисуют или обозначают при помощи символов сразу после их образования или истолкования и с отсрочкой (после других упражнений, в конце занятия, через день). К словам в «копилке» периодически возвращаемся: на следующий день, через неделю, через месяц. Детям предлагается вспомнить слова, которые они «положили» в копилку слов и составить с ними предложение или рассказ.

Игра «Что делал? Что делала?»

Цель: изменение глаголов прошедшего времени по родам.                                              

Содержание: На гранях кубика изображены символы действий. Ребенок бросает кубик и составляет предложение типа: Коля сидел, Соня сидела. Коля и Соня сидели.

Рис.1 Игра «Что делал? Что делала?»

Игра «Теремок»

Цель: обогащение словарного запаса, развитие навыков классификации.

Содержание: Детям предлагаются картинки и два, три и т.д. теремков со схематичным изображением сада (для фруктов), огорода (для овощей), елки (для диких животных), дома (для домашних животных) и т.д. Рис1. Детям дается задание «поселить» картинки в нужный теремок (критерий классификации не называется) и объяснить, почему каждую картинку поместили в тот или иной теремок (ниже приводятся примерные схемы, используемые в этой и других играх).

Рис.2. Игра: «Теремок»

Игра «Волшебники»

Цель: обогащение словарного запаса, развитие долговременной памяти и логического мышления.

Содержaние: Перед ребенком раскладывается несколько карточек со схематичным изображением отдельных предметов (например, елка, дом, крылья и т.д.). Ребенку называют несколько слов и предлагают выбрать картинки, которые помогут ему запомнить эти слова, т.е. «заколдовать» слова. Далее ребенок должен воспроизвести предъявленные слова. Для этого он берет по очереди отложенные в сторону картинки и с их помощью припоминает слова, которые ему были названы. Это упражнение поможет ребенку развить логические связи между предметами.

Игра «Цветик-семицветик»

Цель: обогащение глагольного словаря.

Содержание: Дети получают картинку (сердцевину цветка) с символом действия, например, рыба – ныряет, плывет, солнце – светит, и т.д., а затем прикрепляют к сердцевине лепестки с изображением предметов, которые могут выполнять это действие.

Рис.3. Игра: «Цветик-семицветик»

Игра «Дерево родственных слов»

Цель: закрепление навыков словообразования родственных слов

Содержание: На доску прикрепляется дерево, на котором «растут не листья, а слова». На большинстве листочков изображены символы, описанные в предыдущей игре. Детям предлагается придумать и назвать слова, которые могут «расти» на этом дереве, но уже без опоры на предметные картинки, а используя только символы.

Игра «Кто в домике живет?»

Цель: обогащение глагольного словаря, развитие зрительного внимания, памяти, логического мышления.

Содержание: Дети получают домики с закрытыми ставнями, на которых нарисованы символы того, что могут делать животные, которые там живут, например, летает, вьет (гнездо), клюет, поет – это птица. Правильность ответа дети проверяют, открывая ставни домика.

Рис.4. Игра: «Кто в домике живет»

Игра «Поезд»

Цель: закрепление навыков словообразования существительных с помощью суффиксов -ик, -ищ.

Содержание: Детям предлагается несколько картинок с изображением одинаковых предметов (больших, средних и маленьких) и поезд с тремя вагончиками, на каждом из которых нарисовано схематическое изображение горы (большая, маленькая, средняя). Дети находят одинаковые предметы, называют их и кладут в нужный вагончик: носик, нос, носище и т.п.

Рис.5. Игра: «Поезд»

Игра «Путешествие»

Цель: закрепление навыков словообразования приставочных глаголов.

Содержание: Детям предлагается игровое поле с изображением дороги и препятствий, которые им следует преодолеть. Возле каждого препятствия нарисована схема приставки. Дети составляют рассказ о путешествии, например, Сони: Соня по дороге шла, к домику подошла, в домик вошла, из домика вышла, опять по дороге пошла, к речке подошла, через мостик перешла, к пеньку подошла, вокруг пенька обошла и т.д.

Рис.6. Игра «Путешествие»

Игра «Магазин»

Цель: дифференциация существительных единственного и множественного числа.

Содержание: На «прилавке магазина» картинки с изображением различных предметов (один предмет и несколько предметов), у детей «деньги», на которые можно купить только определенный товар: например, если на карточке у ребенка нарисовано дерево (обозначает фрукт) и три полоски (обозначает много), то он может «купить» бананы, яблоки и т.д. Когда все товары в магазине «раскуплены», дети становятся парами и составляют предложения типа: У Никиты банан, а у Лены бананы.

Игра «Карусель»

Цель: изменение глаголов прошедшего времени по родам, согласование слов в предложении, закрепление структуры простого предложения.

Содержание: Два круга (один меньше другого) соединены в центре так, что маленький круг можно вращать. На большом круге нарисованы символы действий, на маленьком – люди, животные. Логопед называет действие, дети вращают маленький круг, выбирая, о ком они будут составлять предложение, и составляют предложения типа: Мальчик рисовал дерево и т.д.

Рис.8. Игра «Карусель»

Лото «Предлоги»

Цель: закрепление умения употреблять предлоги в речи.

Содержание: Дети получают большие карточки лото, на которых изображены два предмета: один внутри другого, один на другом и т.д. Логопед показывает схему предлога, дети составляют по своей картинке предложение с нужным предлогом и закрывают картинку схемой предлога.

Рис.9. Лото «Предлоги»

«Магазин»

Ребенку предлагают пойти в «магазин» и просят запомнить все предметы, которые надо купить. Начинают с 1-2 предметов, постепенно увеличивая их количество до 5-7. В этой игре полезно менять роли: взрослый и ребенок по очереди могут быть и дочкой (или сыном), и мамой (или папой), и продавцом, который сначала выслушивает заказ покупателя, а потом идет подбирать товар. Магазины могут быть разными: «Булочная», «Игрушки» и любые другие.

«Цепочка ассоциаций»

Необходимо запомнить несколько не связанных между собой слов, например: дом, кот, окно, лес, апельсин и т.д. Для этого необходимо применить метод искусственных ассоциаций. «Представьте себе дом, по которому ходит пушистый кот, который выпрыгивает в окно и оказывается в лесу, где на деревьях растут апельсины и т.д. Скрепив так между собой все слова, вы неожиданно убедитесь, что припоминаете их в нужном порядке от начала до конца». Если дети затрудняются, можно предложить им подобрать подходящую сюжетную картинку.

Игра «Убираем урожай»

Цель: закрепление формы винительного падежа существительных.

Содержание: Логопед приносит четыре корзины со схематичным изображением действий (срывают – рука, выдергивают – рука в кулаке, выкапывают – лопата, срезают – нож) и говорит, что сейчас дети будут собирать овощи и рассказывать, как данный овощ убирают. Дети составляют предложения типа: Морковку выдергивают. Капусту срезают и т.д.

Рис.10. Игра «Убираем урожай»

«Восстанови слово»

Ребенку зачитываются 5-7 слов, не связанных между собой по смыслу: корова, стол, стена, письмо, цветок, сумка, голова. Затем ряд читается заново с пропуском одного из слов. Ребенок должен назвать пропущенное слово.

Вариант задания: при повторном прочтении можно заменить одно слово другим (из одного семантического поля, например, корова - теленок; близким по звучанию, например, стол - стон); ребенок должен найти ошибку. Если ребенок затрудняется, можно попросить выбрать подходящие картинки и назвать слова.

Игра «Семья слов»

Цель: закрепление навыков образования родственных слов.

Содержание: На доску прикрепляется дом, в котором «живут» слова. Окна в этом доме сделаны из прозрачной пленки и за каждым скрывается один из символов (слово большое (большая гора) – например, рыбища, слово маленькое, ласковое (маленькая горка), например, рыбка, слово красивое, слово-признак (красная лента), например, рыбный, слово-действие (две горизонтальных полосы), например, рыбачить, слово, которое говорят, когда кого-то или чего-то много (три прямоугольника), например, рыбы, слово - человек (человечек), например, рыбак, рыболов). Дети получают картинки с изображением, например, большой рыбы, маленькой рыбки, ухи, удочки, нескольких рыб, рыбака и расселяют их по нужным квартирам.

Рис.11. Игра «Семья слов»

«Запомни нужные слова»

Из предложенных фраз (рассказов) ребенок запоминает только те слова, которые обозначают: погодные условия, транспорт, и т.п. Для более прочного запоминания подбираются предметные картинки: либо с изображением названных предметов, или такие, которые могут об этом предмете напомнить.

Игра «Мой, моя, моё, мои»

Цель: согласование местоимений мой, моя, мое, мои с существительными

Содержание: На доску помещается четыре домика со схематическим изображением девочки (моя), мальчика (мой), солнышка (мое), девочки и мальчика (мои). Дети получают картинки с изображением различных предметов и «расселяют» их в нужные домики, составляя предложения: Это мой телефон. Это моя книга и т.д.

«День рождения куклы»

Ведущий сообщает ребенку, что у куклы Оли день рождения и скоро придут гости поздравить именинницу. Ребенок должен угощать чаем, обращаясь к каждому гостю по имени. Ведущий показывает игрушки и называет, как их зовут. Ребенок накрывает на стол, сажает гостей, поит их чаем и обращается к ним по имени, количество гостей постепенно увеличивается до 6.

«Шапка-невидимка»

В течение 3 секунд надо запомнить все предметы, собранные под шапкой, которая на это время поднимается, а затем перечислить их.

«Заколдуем слова»

Сначала педагог знакомит детей с символикой (например, елка – дикое животное, дом – домашнее животное). На листах тетради нарисованы пять клеток, в которых нужно «заколдовать» названия. Последовательно медленно педагог произносит слова, а дети изображают нужный символ (или подбирают картинку с нужным символом): волк, лиса, кошка, еж, собака. На бумаге появляются символы: елка, елка, дом, елка, дом.

«Повтори и продолжи»

Ребенок называет какое-нибудь слово. Следующий участник игры повторяет это слово и добавляет новое. Таким образом, каждый из участников повторяет весь предыдущий ряд, добавляя в конце новое слово.

Варианты игры: составление рядов из слов одной обобщающей группы, например: ягоды, фрукты, животные, мебель, посуда и т.д.; из определений к существительным, например: «Арбуз какой?» Ответы: «Зеленый, полосатый, сочный, сладкий, большой, тяжелый, вкусный и т.д.». Более сложным является задание на составление связного рассказа, когда каждый из участников, повторяя предыдущие предложения, добавляет свое.

«Запомни и найди»

Заранее нужно приготовить таблицы с изображением предметов, геометрических фигур.

Ребенку показывают верхнюю часть таблицы с изображением 3-4 предметов (нижнюю часть закрывают листом бумаги) и предлагают запомнить их, чтобы затем отыскать среди других в нижней части таблицы.

То же - с геометрическими фигурами.

Между запоминанием и отыскиванием изображений следует делать паузы разной длительности ( до 5 мин), причем паузы могут быть как «пустыми», так и заполненными какой-либо деятельностью, например: рисованием, выполнением физических упражнений, рассказыванием стихотворения.

«Запомни точно»

Варианты:

А. Подготавливают лист бумаги с 15-20 геометрическими фигурами, различными по размеру и форме (большие и маленькие круги, квадраты, треугольники, звезды, снежинки и т.п.). Просят ребенка запомнить только большие (маленькие) фигурки, только округлые фигуры и т.п. Затем нужно найти их на другом бланке.

«Запомни и нарисуй»

Для этого задания необходимо заранее подготовить образцы для запоминания на отдельных листах бумаги, а также лист и карандаш. Просят ребенка внимательно посмотреть на образец и запомнить его.

Затем предлагают ему нарисовать по памяти эти фигурки в том же порядке. Предполагаемое время показа для первой последовательности – 2 сек., для второй 3-4 сек., для пятой – 6-7 сек.

«Восстанови порядок»

А. 5-7 игрушек (предметов) раскладывают в случайном порядке. Предлагают ребенку запомнить их расположение (15-20 сек). Затем просят ребенка отвернуться, а педагог меняет несколько игрушек (предметов) местами. Ребенок должен восстановить все в первоначальном виде. В другом варианте предметы выстраиваются в ряд меняется местами их порядок. Это задание может выполняться на любом материале (предметы, цветы, буквы и т.д.).

Б. Другой вариант: дети встают полукругом; задача ведущего-ребенка – запомнить порядок расположения детей. Первый вариант – он отворачивается и называет детей по порядку; второй вариант – изменяется порядок, переставляются местами не более 3 детей, а ребенок его восстанавливает.

«Вспомни пару»

Нужно приготовить бланки с фигурами для запоминания и воспроизведения. Объясняют ребенку, как ему предстоит вспомнить фигуры. Он смотрит на 1-й бланк и старается запомнить предложенные пары изображений (фигуру и знак). Затем бланк убирается и ему предлагается 2-й бланк – для воспроизведения, на котором он должен нарисовать в пустых клетках напротив каждой фигуры соответствующую ей пару.

«Найди пару»

Материалом для игры могут быть два одинаковых набора с изображением фигур, предметов, животных, цифр, букв, слов, цветных карточек. Играют два и более участников. Парные картинки выкладываются изображением вниз в несколько рядов. Сначала первый игрок переворачивает любые две карточки, показывая всем участникам изображенные на них картинки.

Все пытаются запомнить само изображение и местоположение карточек. Затем карточки возвращаются на свое место изображением вниз. Следующий игрок проделывает то же самое, но с другими двумя карточками. Все последующие ходы участники делают с таким расчетом, чтобы открыть две одинаковые картинки. Открыв две одинаковые карточки, игрок забирает их себе, и ему присуждается одно очко. При этом свободные места остаются пустыми (ряды не сдвигаются). Выигрывает тот, кто наберет больше очков.

«Теплый – холодный, сухой – мокрый»

Готовят стимульный материал, например: кусочек льда, фрукт из холодильника, грелку, мокрую ватку и т.п.

Сначала предлагают ребенку с открытыми глазами ощупать и назвать предметы, отметив, какие они на ощупь. После этого он с закрытыми глазами анализирует предложенный ему предмет, называет и говорит, какой он на ощупь. Например: «Это сухой и теплый клубок ниток». После выполнения упражнения ребенка просят назвать все мокрые предметы, все холодные и т.д.

«Найди такой же»

Ребенок с закрытыми глазами ощупывает в мешочке ряд фигур с разной фактурой поверхности: гладкие, шершавые, колючие, бархатистые, скользкие и т.д. Затем, не открывая глаз, он должен найти предметы с такой же поверхностью и выстроить их в заданном порядке. Количество фигур увеличивается постепенно. Ощупывание осуществляется сначала двумя руками одновременно, потом одной рукой (правой, левой), а нахождение предметов – двумя руками одновременно. Ребенок должен запомнить и назвать, какие предметы были в мешочке.

«Запомни форму»

Ребенок с закрытыми глазами ощупывает фигуры разной формы (круг, треугольник, звездочка и т.д.), называет их и запоминает последовательность, в которой они ему предъявлялись. Затем он, не открывая глаз, сразу же или после небольшой паузы должен найти фигуры и выстроить в том же порядке.